— Вставай, Мира! Вставай, сынок. Пора в садик!
Такими словами начинается для моего сына Мирослава каждое утро буднего дня. С радостью замечаю, что сейчас мой малыш всё чаще просыпается с улыбкой. Но каких-то полгода назад всё было не столь радужно…
Мы отдали Мирослава в детский сад в неполные три года. Хотели, чтобы он привык к коллективу и освоился немного до того, как мне нужно будет выйти из декретного отпуска на работу. «Веселье» в детском саду началось почти сразу! Думаю, многим мамочкам знакома ситуация: «болеет – не болеет» и равномерное чередование этих периодов при адаптации. У нас было, скорее, так: неделю болеет – три дня ходит, две недели на справке – день в саду. Я задумалась: что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Голову сломала. На помощь пришла свекровь. Она сказала:
— Не усложняй. Давай начнём с обычной… гигиены.
Плюс – ещё несколько секретов мне открыла, которые я и применила на практике. Всё гениальное просто! Рассказываю о своём опыте.
Как ни банально, начали мы с обычного (вернее – не совсем для нас обычного) мытья рук. Мира у нас сообразительный, многое делает сам, подсматривая за взрослыми. Например, сам научился завязывать шнурки, увидев, как это делает папа. Но руки мыл халтурно, помочит водичкой и бежит вытирать. Постоянно присматривать приходилось, чтобы брал в руки мыло и тщательно промывал не только ручки, но и пальчики.
Но, и тут моя золотая свекровь пришла на помощь. Купила внуку котёнка-таймера.
Теперь, перед тем как взять в руки мыло, наш малыш с удовольствием включает таймер в виде весёлого котёнка. Зверёк «следит», чтобы Мирослав мылил руки не меньше 20 секунд и только потом смывал. Ещё этот замечательный механизм оказался полезен при чистке зубов. Сын стал относиться к процедуре намного тщательнее (кот-то следит! ☺).
Также, я постаралась включить в наш режим дня обязательную прогулку. В садике дети гуляют довольно много, но совместная прогулка с мамой или папой, а то и со всеми вместе, определённо повышает настроение малыша, а значит — аппетит и иммунитет. Гуляем мы со скоростью черепашек, никуда не торопимся. В жизни и так достаточно спешки: в садик бегом, по делам вприпрыжку, а вот на совместных прогулках мы с радостью уделяем время друг другу и много общаемся с ребёнком.
Мирослав у нас большой любитель приносить домой «сувениры»: жёлуди, ракушки, камешки, разные палки и прутики. Они некоторое время могут «пожить» у нас на балконе, но если «захотят» перебраться в комнату, обязательно проходят санобработку: сын сам их тщательно моет и вытирает тряпочкой (под моим чутким руководством, конечно). Из садика тоже уходим теперь не спеша (и тут мудрая свекровь подсказала!): если надо, обуваемся и одеваемся по 15-20 минут. Запасаюсь я терпением, ничего, что вон тот мальчик или вон та девочка уже оделись и ушли. Ребёнок перед нашим приходом играл и бегал, а значит — вспотел. Чем больше у него времени, чтобы немного остыть, тем меньше шансов подцепить простуду!
Кстати, обучение самостоятельности тоже защитило нас от вредных простуд. Вот как это сделали мы. Дело в том, что в нашей группе иногда стоит просто тропическая жара, потому что воспитатели боятся лишний раз проветрить, чтобы не простудить детей, а батареи жарят на полную. Проветривают, когда малыши на прогулке. Тогда в группе становится прохладно. А маленький ребёнок далеко не всегда способен снять кофточку, если ему жарко, и надеть, если станет холодно. Но, к этому надо приучать.
Приучали мы дома, нагревая и потом проветривая комнату. А рядом с Мирой клали его тёплую одёжку, чтобы при перепаде температур он понимал, когда нужно надеть свитерок, а когда его снять. Периодически я спрашивала: «Тебе не жарко / холодно? Что надо сделать?». Через месяц где-то сын стал реагировать на тепло и холод, раздеваясь и одеваясь без напоминаний. Хорошо, — я ещё была в декрете тогда, это нешуточный труд – скажу я вам. В садике тоже бегал за своей кофточкой, когда было прохладно, и снимал её в жару. Даже воспитатели удивлялись: как вы его к этому приучили? А потом и другие дети стали за ним повторять, благо – шкафчики с одеждой рядом, в смежном с группой помещении.
В садике дети ещё и облизывают игрушки, обнимаются, а иногда и целуют друг друга. Я не против того, чтобы ребёнок познавал мир через прикосновения. Но, во время пандемии хочется ограничить контакты, насколько это возможно. Ведь маску на малыша не наденешь… Муж научил сына вместо объятий предлагать рукопожатие. Надо говорить: «Давай пожмём друг другу руки!». Получается очень забавно, воспитатели смеются и дети довольны.
А есть еще родительские чаты в ватсаппе (многодетные родители, пожимаю вам руки!), которые пестрят сообщениями по утрам вроде: «Петя с насморком – сегодня не придет», «У Даши температура поднялась, сидим дома» и прочее в таком же духе. Конечно, сразу понимаю, что по группе гуляет вирус, и нужно что-то срочно делать. На этот случай у меня припасен… нет не чеснок на шею (сомнительное средство… попробуйте сами с таким весь день по офису ходить!), а Эргоферон. Его мы принимаем всей семьей, чтобы помочь организму отразить атаку. Он разрешен к применению детям от 6 месяцев, и для детсадовцев (и их тревожных родителей) – хорошая поддержка в разгар гриппа и ОРВИ.
Теперь сын стал болеть намного реже. А я задумалась: вдруг дело не столько в микробах, сколько в детской психологии? В настроении ребёнка, если хотите. Малышу трудно оторваться от мамы больше чем на полдня, когда почти три года вы были неразлучны. Раньше, приводя сына в садик, я старалась уйти как можно быстрее, натурально сбегала, несмотря на его слёзы. Но потом задумалась: разве не страшно ему остаться без мамы на целый, огромный день? Маленькому одинокому человечку может быть плохо и в толпе детей…
Поэтому теперь, если Мирослав хочет, мы прощаемся столько, сколько ему нужно. Я говорю ему ласковые слова, убеждая много-много раз в своей искренней материнской любви. Постоянно твержу: «Сынок, я тебя очень сильно люблю, и скоро обязательно приду за тобой, а пока беги – поиграй с детками!». А потом ещё минут 10 иногда мы машем друг другу через окошко. Одна мамочка из нашей группы как-то спросила меня: «Как тебе хватает терпения?». Честно: я не знаю, думаю, быть мамой – это много-много терпения, но ещё больше любви…